Мы в своей каждодневной работе постоянно сталкиваемся с тем, что многие наши покупатели очень хотят купить сари, но совершенно не знают что это такое. Чаще всего встречается мнение, что сари аналог платья/костюма/юбки с блузкой; в общем, это нечто готовое, что можно сразу одеть безо всяких специальных навыков и приспособлений. Поэтому когда привозят сари у многих людей возникает недоумение как «это» одевать? В этой статье мы попытаемся рассказать что такое сари, об истории его возникновения, как его одевать, какие бывают варианты одевания сари и многое другое.
Информация из Википедии:
Сари — традиционная женская одежда в Индии, представляющая собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров. шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутого вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли, и нижней юбкой. Самый распространенный стиль ношения сари — ниви, когда один конец два раза обёртывается вокруг бёдер, драпируя ноги, а верхний край укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают свободный конец сари (паллу, анчал) на голову, как шаль. В традиционной Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для данной местности.
Итак, само по себе сари представляет собой ткань, преимущественно 5-5.5м длиной и 1,2м шириной. Один конец сари, как правило, либо красиво вышит, либо имеет особый выделяющийся принт, эта часть называется паллу, или анчал, именно его накидывают на голову. Часто подол также расшит или имеет выделяющийся принт, так что найти где верх и низ не составит труда.
Сари оборачивают вокруг тела, обматывают вокруг бедер наподобие юбки, спереди закладываются складки. Все это укрепляется шнурком на талии. Через левое плечо перебрасывается паллу, причем он драпируется и прикалывается на плече булавкой. (Смотрите схему в картинках.)
Все очень просто. Но не для нас. Нужно иметь повседневную практику в течение ряда лет, чтобы производить эту операцию за пару минут, как это делают все индийские женщины. Первое одевание может занять и час, и два, а может и 10 минут, зависит конечно-же от Вас!
Но зато когда все удастся, все брючные костюмы, курточки, шортики, блузочки померкнут. Как же сари стройнит, придает грациозность и женственность! И ведь из моды никогда не выходит, не то что наши платья.
Как Вы понимаете сари не имеет размера, оно универсально и подходит на любую фигуру, просто используют разную драпировку. Из одного и тоже сари худенькой девушке делают драпировку из многочисленных складочек, а даме аппетитных форм - из меньшего количества. Все это никак не сказывается на внешнем виде – сари украшает любую женщину!
В индийских магазинах, в нашем в том числе, чаще всего сари продается в комплекте с отрезом на блузку, то есть саму блузку надо будет еще сшить. Чаще всего этот отрез является продолжением сари, это противоположный анчалу конец. Может быть и такое, что блузка к сари из отличного от сари материала (дизайнерское решение), тогда в комплекте просто дополнительный отрез ткани.
Необходимый элемент для одевания сари – нижняя юбка. Как правило, юбка идет в цвет к сари, имеет прямой крой или полусолнце, на поясе кулиска, в которую протянут шнурок, он позволяет регулировать размер юбки. Материал для юбки может быть разный, чаще всего используют хлопок, полиэстр, сатин, вискозу, шелк. Юбка должна быть на 3-5 см выше подола сари в одетом виде.
Итак, полный комплект одежды выглядит так:
Также могут пригодиться булавки и дополнительные украшения – красивые пояса, броши, подвески.
В индийских легендах ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, а «сутрадхара» (ткач) — создателем или творцом Вселенной.
История индийской одежды глубоко уходит корнями в историю Индии. Самое раннее известное описание сари на индийском субконтиненте — статуя жреца долины Инда, одетого в драпированую ткань.
Некоторые историки костюма полагают, что мужское дхоти (самая древняя индийская драпируемая одежда) предшествовало сари. До XIV века дхоти носилось как мужчинами, так и женщинами. Скульптуры Гандхары (I—VI векн. э.), изображают богинь и танцовщиц, одетых в подобие набедренной повязки, которая свободно ниспадает закрывая ноги, а спереди уложена складками. Выше талии тело остается обнаженным. Из таких письменных источников как «Рамаяна» и «Махабхарата» известно, что ежедневный костюм как мужчин так и женщин состоял из дхоти или лунги(саронг), драпировавшей ноги, и покрывала, которым закрывали плечи или набрасывали на голову. Сари состоящее из одного куска ткани — более позднее нововведение. Только с IV века н. э. формируются некие правила ношения дхоти и сари, появляются элементы отличия между мужской и женской одеждой, а также в костюме начинают выделятся региональные типы. В основе своей сари остается почти неизменным, на протяжении многих тысячелетий.
Предметом особого спора является история чоли и нижней юбки. Некоторые исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии британцами, и что эти детали костюма были введены, дабы удовлетворить викторианские требования скромности. Ранее женщины носили только одно драпируемое полотно и небрежно выставляли грудь. Другие историки указывают много текстовых и художественных свидетельств существования различных форм нагрудных повязок, платков и покрывал.
До XX века в Южной Индии женщины многих племен носили только сари и оставляли открытой верхнюю часть тела. Даже сегодня, женщины в некоторых сельских областях не носят чоли.
На сегодняшний день сари также актуально, как и столетия назад. Индийские дизайнеры придумывают новые принты, вышивки, используют новые ткани и варианты ее окраски, разрабатывают разные дизайны блузок, но сама идея сари как универсальной одежды не изменилась.
Сейчас в моде сари ярких кислотных цветов – ярко розовый, голубой, салатовый – с интересными принтами от цветочных до мультяшных. Тяжелая вышивка давно ушла из моды, осталась только в традиционных свадебных сари. Сейчас все больше индианок предпочитают сари из дорогой, красивой ткани с изящной вышивкой. Или сари с оригинальным принтом.
Наши российские девушки предпочитают шифоновые сари расшитые пайетками, реже – интересные дизайнерские сари. Цвета выбирают красный, черный, белый, голубой, зеленый; реже желтый, оранжевый, розовый, фиолетовый.
Пройдя сквозь века, выдержав проверку временем, сари, безусловно, сохранило свою оригинальность и теперь известно во всем мире.